Автоперевозчики выжидают

«Белорусы и Рынок»,  №6, 10 февраля 2014 года , Владимир ТАРАСОВ

В начале 2013 года настроения в сфере лизинга грузовой автотранспортной техники были довольно оптимистичными. Но события развивались не так хорошо, как ожидали лизинговые компании. С чем это было связано, корреспонденту «БР» рассказал руководитель проекта TRUCK  группы компаний «Вест Лизинг» Игорь МЕНДЕЛЕЕВ.


Игорь Олегович, каковы итоги прошлого года? 

После активного 2012 года ожидания у нас были достаточно хорошим, но по ряду причин они не оправдались.

Во-первых,  сложности создал декрет №6. Он разрешил ввозить подержанную автотранспортную технику в регионы Беларуси без уплаты таможенных пошлин. Ее ввезли очень много, по оценкам около 4 тыс. единиц. Подержанные автомобили покупали даже те компании, которые никогда раньше не занимались перевозками. Соответственно, конкуренция среди автоперевозчиков выросла, цены на их услуги снизились.

Для перевозчиков «со стажем» последствия оказались значительными еще и потому, что они стали испытывать трудности по обновлению автопарка в связи с невозможностью реализовать свою старую технику.

Декрет сыграл плохую роль, как мне кажется, и для нашего отечественного производителя -- МАЗа, так как 5-6-летние автомобили зарубежного производства можно было ввести по ценам около 25 тыс. EUR.

Во-вторых, в 2013 году продолжались трудности с разрешениями для белорусских перевозчиков на осуществление перевозок в третьи страны: Россия–Европа и Казахстан-Европа. По каким-то причинам белорусские компании находятся последними в очереди на получение таких разрешений.

Указанные факторы снизили активность грузоперевозчиков в обновлении и расширении автопарков за счет новых автомобилей.

Насколько серьезным оказались последствия?

Рынок продажи автотранспорта в лизинг в 2013 году просел примерно в 2 раза. В такой же степени снизились объемы финансирования грузового автотранспорта и в нашей компании. Но, тем не менее, свою долю рынка в поставках грузового автотранспорта мы сохранили.

Наша доля сейчас составляет 9-10%. За прошлый год мы передали в лизинг 103 тягача, а в 2012 году -- 207 тягачей.

А есть надежда на улучшение ситуации в текущем году?

С 1 декабря 2013 года беспошлинный ввоз подержанной автомобильной техники прекращен, но отголоски ее ввоза в Беларусь еще будут ощущаться некоторое время.

Оптимизма в начале года у перевозчиков не чувствуется. В прошлом году они не смогли накопить значительные финансовые средства, которые можно было бы направить на авансирование покупки новой техники. Поэтому, если объем рынка лизинга грузового автотранспорта в 2014 году сохранится на уровне прошлого года, это будет неплохо.

Как и в прошлые годы активную позицию в развитии автомобильных грузоперевозок в международном сообщении занимает БАМАП. В 2014 году Ассоциация продолжает реализовывать программу по поставке на спецусловиях автотранспорта для международных перевозчиков. «Вест Лизинг» является участником программы уже 3-ий год подряд.

К сожалению, в целом в сфере автоперевозок чувствуется какая-то неопределенность. Казалось бы, отрасль, которая приносит стране значительную экспортную выручку (в 2012 году экспорт услуг транспортных компаний составил около 1 млрд. EUR), государство должно поддерживать.

Я вспоминаю 2008 год, когда была отменена таможенная пошлина на тягачи с двигателями евро-5, и тем самым со стороны государства были созданы сильные предпосылки обновлять автопарки современными новыми тягачами. Возможно, в и сегодняшней ситуации подобные меры дали бы существенный стимул для модернизации автопарков.

С дня на день участники рынка ожидают разъяснений по утилизационному сбору. Ситуация такова, что техника для белорусских перевозчиков, возможно, будет дорожать, соответственно, они будут становиться все менее конкурентоспособными по сравнению, допустим, с литовскими или польскими перевозчиками, которые проводят достаточно агрессивную политику на рынке.

Дополнительные затраты в текущем году автоперевозчики понесут и за счет транспортного сбора. Если сбор за легковые машины находится в пределах до миллиона рублей, то за грузовики плата довольно серьезная, где-то до 500 USD в год.

В последнее время добавились и трудности внешнего характера. Так, многие белорусские перевозчики работают с российскими партнерами, и получают выручку в российских рублях. А с начала года российских рубль значительно подешевел по отношению к доллару и евро, в связи с чем, их реальные доходы также снизились.

Многие лизинговые компании сейчас испытывают дефицит средств. Есть ли подобные проблемы у Вашей компании?

Таких проблем у нас нет. Сегодня мы уже имеем открытые в Rietumu Banka кредитные линии на финансирование автоперевозчиков Беларуси в 2014 году  в сумме 10 млн. EUR. Мы готовы финансировать сделки на тех условиях, на которых работали в 2012 и 2013 годах, независимо от того, что в Беларуси ужесточилось законодательство, касающееся кредитования в валюте за счет внутренних источников. У нас ресурсы внешние, мы привлекаем валюту из-за рубежа и инвестируем ее в отрасль, которая приносит валюту в нашу страну.

При этом подчеркну, мы не собираемся зарабатывать на возникшем дефиците валютных кредитных ресурсов и повышать ставки, мы предпочитаем увеличивать объемы бизнеса, а не пытаться спекулировать на трудностях.

Отрицательные тенденции прошлого года мы обсудили, а было ли что-то позитивное?

В целом в 2013 году наша компания стала гибко и с пониманием относиться к финансированию нестандартной техники.  

В прошлом году у нас были реализованы достаточно интересные проекты. В частности, мы профинансировали покупку грузовой платформы грузоподъемностью 40 тонн для перевозки трамваев. С ее помощью в течение 2013 года в Саратов и Казань были перевезены 20 трамваев белорусского производства.

Кроме того, мы профинансировали приобретение сцепок с полуприцепами–самосвалами грузоподъемностью 45 тонн, которые используются для перевозки комбикорма, обслуживая агропромышленный комплекс страны.

Уже в этом году профинансирована покупка танк-контейнеров для перевозки сжиженного газа. Контейнеры приобретает крупный отечественных производитель кислорода для обслуживания своих поставок.

Несмотря на то, в прошлом году рынок лизинга грузового автотранспорта зафиксировал не самые лучшие показатели, в 2014 год «Вест Лизинг» входит с намерениями активной работы в сложившейся рыночной конъюнктуре.