На волне обновления

«Белорусы и Рынок»,  №5, 04 февраля 2013 года , Владимир ТАРАСОВ

Одной из наиболее активно развивающихся сфер лизинга в Беларуси является лизинг грузовой автотранспортной техники.  А 2012-й год оказался самым успешным за всю историю республики.
Состояние рынка лизинга грузовой автотранспортной техники и перспективы его  развития для «БР» проанализировал Игорь МЕНДЕЛЕЕВ, руководитель проекта TRUCK группы компаний «Вест Лизинг». 


Игорь Олегович, как вы оцениваете итоги прошлого 2012 года?

По нашей оценке, прошлый год был рекордным по ввозу в Беларусь грузовой техники для международных перевозчиков. По-видимому, это было вызвано отложенным в связи с кризисом 2008-2011 гг. спросом на новый автотранспорт и ростом объема грузоперевозок.  

Группа компаний «Вест Лизинг» оперативно отреагировала на возросший спрос со стороны перевозчиков. По нашим данным, в 2012 году мы профинансировали порядка 10% общего объема импорта седельных тягачей. Иными словами, ввезли в РБ каждый 10-ый новый седельный тягач. А это не мало, учитывая мощных участников рынка, предоставляющих автомобили в лизинг за счет средств производителей и крупных банков.

Вест Лизинг—достаточно зрелая и состоявшаяся компания, которая  работает в Беларуси уже более 10 лет. Наши клиенты—это малые и средние автоперевозчики. Крупные автотранспортные предприятия Беларуси, как правило, уже имеют конкурентное финансирование от поставщиков техники или крупных белорусских банков.

А чем отличаются услуги вашей компании от конкурентов?

У нас достаточно оперативное обслуживание клиентов, то есть принятие решения по лизингу осуществляется в течение часа-двух, а в целом оформление сделки занимает около 10 дней. Это очень быстро в отличие от банковского сектора, где информацию иногда обрабатывают в течение месяца или более. К тому же, банки в некоторых случаях привязывают клиентов к себе расчетно-кассовым обслуживанием или обременяют лизинг дополнительным залогом. А в нашей компании сам объект лизинга является залогом.

Но это еще не все. У нас сложились хорошие партнерские отношения со всеми поставщиками—производителями, будь то Scania, DAF или Mercedes.

Кроме того, на нашу компанию распространяется разрешение на проведение валютных операций по договорам лизинга, так как для покупки автотранспорта мы используем кредитные линии нерезидента - латвийского банка Rietumu - нашего акционера. Поэтому мы принимаем лизинговые платежи в валюте.  

Мы предлагаем своим клиентам не только валютный лизинг, но и, так называемый, псевдовалютный лизинг, когда график платежей составлен в евро, а оплата осуществляется белорусскими рублями по курсу Нацбанка. То есть у нас достаточно гибкие условия. Ставка по лизингу адекватна рынку: от 11% годовых в валюте.

И самое главное - мы говорим своим клиентам честную эффективную лизинговую ставку. Она в ходе сделки неожиданно не увеличивается на расходы по аккредитиву, конвертации и пр.

Ваша компания активно сотрудничает с ассоциацией БАМАП, какие проекты вы осуществляли в 2012 году?

С БАМАП в 2012 году у нас получилась достаточно плодотворное сотрудничество. Было подписано соглашение, в котором кроме нашей лизинговой компании участвовали два иностранных производителя автотранспортной техники - SCANIA и KOGEL.

Производители сделали скидки в цене на технику. Благодаря этому мелкие и средние автоперевозчики, которые ранее не могли приобрести, допустим, новый тягач, получили такую возможность. Это позволило им снизить свои затраты не только на покупку техники, но и на обслуживание по лизингу. Мы не отказали практически ни одному клиенту, и все они остались довольны условиями.

Программа создания пула предполагала, что наша компания профинансирует покупку 40 тягачей SCANIA и 40 полуприцепов KOGEL. Мы перевыполнили план и за 2012 год передали в лизинг 46 тягачей и более 80 полуприцепов.

Как, на Ваш взгляд, выглядят перспективы текущего года?

Прогнозировать результаты текущего года довольно сложно. Рынок международных грузоперевозок для белорусских перевозчиков имеет разрешительный характер. Пока последние не имеют тех объемов «дозволов» с российской стороны, которые позволили бы им значительно расширять деятельность. То есть перевозчики пока присматриваться к ситуации. Возможно усилится конкуренция со стороны восточно-европейских перевозчиков в связи с постепенным ухудшением ситуации (падением объемов перевозок в следствие кризиса) в Западной Европе.

Но рынок развивается и мы стараемся идти в ногу с ним. Так, например, на 2013 год расширена программа БАМАП - к прошлогодним производителям добавились MAN и KRONE. Наша компания по-прежнему выступает финансирующей стороной.

В целом  мы надеемся, что 2013 год будет не хуже прошедшего, несмотря на то, что в 2012 году взята высокая планка. 

Bookmark and Share