«Вест Лизинг»: наметилась специализация

«Экономическая газета», №79 (1598), 19 октября 2012 года

Из-за валютного кризиса, который сдерживал развитие рынка, в прошлом, 2011 году,  лизингодатели в первую очередь были обеспокоены выполнением обязательств по ранее заключенным договорам. О развитии ситуации на рынке лизинга в 2012 году с корреспондентом «Экономической газеты» беседовал директор ИООО «ВестЛизинг» Юрий МЕЧКОВСКИЙ.


Из-за валютного кризиса, который сдерживал развитие рынка, в прошлом году лизингодатели в первую очередь были обеспокоены выполнением обязательств по ранее заключенным договорам. Объем новых сделок в 2011 г. снизился в валютном выражении на 16%. При этом, однако, набрал обороты лизинг транспортных средств. И данная тенденция характерна не только для тех игроков, которые занялись дорогостоящим лизингом железнодорожных вагонов. Наилучшие результаты в лизинге транспорта для белорусских международных перевозчиков показывает Группа компаний «Вест Лизинг», ставшая одним из лидеров по темпу роста объемов нового бизнеса в 2011 г. О развитии ситуации в этом году рассказывает директор ИООО «ВестЛизинг» Юрий МЕЧКОВСКИЙ.

-- Уже можно сказать, что 2012 г. оказался очень успешным для группы компаний «Вест Лизинг», особенно в отношении услуг, которые мы оказываем международным перевозчикам. По сравнению с началом 2011 г. наш лизинговый портфель увеличился в валютном выражении в 2,5 раза.

Отчасти рост объясняется тем, что у международных перевозчиков еще с кризиса 2009 г. сформировался отложенный спрос на новую технику. Этот отложенный спрос начал реализовываться только осенью прошлого года после стабилизации ситуации на валютном рынке. В этом году значимым плюсом для группы компаний «Вест Лизинг» стало участие в программе Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП) по обновлению автопарка для членов этой организации. Большинство предприятий, состоящих в БАМАП, являются небольшими частными компаниями и поодиночке не могут получить существенные скидки у производителей транспортных средств или их дилеров. БАМАП для этой программы были выбраны одна модель седельного тягача SCANIA и полуприцепа KӦGEL. Со своей стороын мы предстоставили финансирование в виде лизинга. По программе БАМАП мы уже профинансировали 45 седельных тягачей и 74 полуприцепа. По тягачам за 9 месяцев текущего года мы перевыполнили план на 12%, а по прицепам - почти в 2 раза. В общем объеме лизинга большегрузных автомобилей доля сделок, которые были проведены по программе БАМАП, составила около 30% - всего с начала года мы профинасировали более 130 седельных тягачей при средней стоимости каждого по инвойсу (до оплаты таможенной пошлины) 65-70 тыс. EUR.  

Недавно в составе делегации БАМАП мы посетили выставку международного коммерческого транспорта в Ганновере, где БАМАП проводил переговоры с поставщиками техники для аналогичной программы на следующий год -- надеемся снова выступить как финансирующая организация.

То есть в последнее время у нас четко прослеживается специализация на лизинге транспорта для международных перевозчиков. Соответственно, в этом сегменте мы предлагаем высоко конкурентные условия и способны «закрывать» довольно большие объемы поставок. Нередко сумма одной сделки превышает миллион евро.

-- В рейтинге лизинговых компаний РБ за 2011г. в сегменте «лизинг грузовых автомобилей» группа компаний «Вест Лизинг» заняла 2-е место. Юрий Людвигович, каких результатов Вы ожидаете от текущего года?

Рэнкинг определяет масштабы бизнеса его участников, но совокупность активности участников не во всех случаях полностью отражает ситуацию на внутреннем рынке:

Во-первых, Промагролизинг, который занял первое место в сегменте «лизинг грузовых автомобилей», занимался в основном экспортным лизингом, -- в моем представлении, он мало участвует в поставках грузовой техники на белорусский рынок (по крайней мере мы с ними не сталкиваемся, как с другими конкурентами). Также, в рейтинге не принимали участие компании-нерезиденты (например, Volvo Financial Service и др.), оказывающие белорусским потребителям лизинговые услуги в значительных объемах. Если в следующем году удастся разграничить объем финансирования белорусских потребителей (с учетом компаний-нерезидентов) и экспортный лизинг, то данные рейтинга в применении к оценке внутреннего рынка будут более объективными.

Можно предположить, что по итогам этого года наша доля в лизинге объектов для международных перевозчиков удвоится. В прошлом году группа компаний «Вест Лизинг» профинансировала порядка 10% транспортных средств, приобретенных в лизинг, а в этом году мы уже «подбираемся» к 10% техники, профинансированной не только при помощи лизинга, но и купленной за счет банковских кредитов (а таким образом, по нашим оценкам, финансируется около половины сделок).

-- В начале года эксперты прогнозировали переход части клиентов банков к лизинговым компаниям из-за изменений в налоговом законодательстве, которые повысили привлекательность лизинга по сравнению с кредитом. Оправдались ли эти ожидания?

-- Для нас год выдался такой, что нужно было только успевать работать. Думаю, более важную роль сыграли не налоговые (отмена инвестиционной льготы), а общеэкономические факторы: реализация отложенного спроса и хорошая рыночная конъюнктура на рынке международных перевозок.

Есть компании, которые много лет приобретают транспортные средства при помощи кредита. А кому-то интересна ускоренная амортизация, позволяющая «самортизировать» технику за 1-2 года. Кредит в то же время дает возможность быстрого возврата НДС экспортерам, которые являются собственниками приобретенной техники. Поэтому руководители компаний сами должны выбрать, что для них предпочтительнее - кредит или лизинг. Но если банки, выдавая кредит, стараются «обложить» клиента дополнительными залогами, то мы никогда не требуем в качестве обеспечения ничего кроме самого объекта лизинга, который до окончания выплаты платежей находится у нас в собственности. А если возникают какие-то сомнения в платежеспособности клиента, то мы просто немного увеличиваем ему аванс: вместо 20% просим 25-30%. Мы хорошо умеем оценивать будущую остаточную стоимость объекта и соотносить ее со сроками лизинга, с размером аванса и финансовой устойчивостью клиента. Иногда клиенты сами просят увеличить аванс до максимально допустимого по законодательству уровня - 40%, чтобы увеличить себе затраты, если видят, что по году получат какие-то «сверхприбыли»: аванс включается в первый лизинговый платеж и с ним относится на затраты.

-- Какие проблемы сдерживают развитие лизинга?

-- Сдерживает рост рынка ограничение Россией перевозок, которые белорусы могут выполнить из Европы в Российскую Федерацию. Мы надеемся, что в рамках ЕЭП эти квоты со временем будут отменены. Например, в ЕС существует общий транспортный рынок. Там, допустим, литовская компания может осуществлять перевозки между Италией и Германией и заезжать в Литву только раз в год, чтобы пройти техосмотр. А у нас, хотя Единое экономическое пространство вроде бы «заработало», транспортное пока не стало общим. Перевозчик, который работает под российским флагом, может сделать неограниченное количество перевозок в РФ. Это одна из причин того, что многие белорусские компании вынесли свой бизнес или его часть в Россию. Если ограничение уберут, то объемы услуг белорусских компаний могут вырасти в несколько раз. А вместе с развитием белорусской транспортной отрасли начнется и бурный рост лизинга.

-- А российские компании к вам не обращаются?

-- Теоретически законодательство нам позволяет работать с иностранными клиентами, но пока мы сосредоточились на внутреннем рынке. Наш собственник--крупный латвийский банк Rietumu - имеет дочернюю лизинговую компанию в Москве. И когда к нам обращаются россияне, мы отправляем их в московскую компанию.

-- Как финансовое положение белорусских клиентов отражается в последнее время на лизинговых платежах?

-- Основные наши клиенты -- международные перевозчики, а они экспортеры, и в этом году, и в прошлом чувствовали себя достаточно уверенно. Массовое расторжение договоров лизинга было в 2009 г., когда многие рынки практически остановились. Сейчас качество портфеля у нас отличное: доля портфеля, имеющего задолженность по платежам более 30 дней находится на уровне 0,1%. До определенной степени мы учитываем проблемы клиентов и не стремимся пользоваться ситуацией. Если мы видим движение с их стороны, мы тоже готовы двигаться навстречу.

--В какой валюте предпочитают рассчитываться лизингополучатели?

-- В прошлом году Нацбанк разрешил принимать платежи в иностранной валюте. Для клиентов-экспортеров лизинг тогда стал возможностью спасти свою валютную выручку от ее обязательной продажи по заниженному официальному курсу. В июле этого года порядок получения разрешения на прием платежей в валюте поменялся, но мы под новые требования подпадаем, поскольку финансируем лизинг за счет кредита банка-нерезидента. Большинство наших клиентов-экспортеров и сейчас рассчитываются в валюте. А мы, таким образом, снижаем свои операционные риски. Хотя надеемся, что повторения ситуации 2011 года уже не будет. В то же время, если у клиента нет валютной выручки, он может платить в рублях по курсу. Что касается заключения договора на лизинг в рублях без привязки к курсу иностранной валюты, то за весь год у нас была только пара таких заявок. Ставки на лизинг в рублях держатся высокие, и здесь активность очень слабая. Но те же строители, и я их понимаю, не хотят привязываться к валюте.

-- Могут ли клиенты получить какие-то льготы по ставкам?

-- Стараемся делать скидки для постоянных клиентов, хотя их ожидания в этом вопросе не всегда совпадают с нашими возможностями.

В сегменте лизинга грузового транспорта у нас разбежка ставок по договору в валюте -- от 11 до 13% годовых. Обычно размер процентов зависит от объема сделки: чем дороже объект, тем дешевле обходится лизинг. В то же время большие объемы мы готовы давать не всякому клиенту. Поэтому только серьезная компания может претендовать на хорошую ставку. Но в рамках программы БАМАП мы и для крупных компаний, и для малого бизнеса независимо от объема сделки выдерживали одинаковую ставку - на уровне около 12% годовых.

-- Как отличаются ставки по лизингу в евро на белорусском и европейском рынках? Выгоднее ли оформлять объект в лизинг у европейской компании?

-- На нашем рынке ставки по лизингу выше, но они тоже вполне «рабочие». К тому же, поскольку есть страновые риски, при работе с белорусскими клиентами финансовые сервисы производителей импортной техники или европейские лизинговые компании обычно выставляют более высокую ставку. А если кто-то и снижает ставку, то, как правило, перераспределяет маржу в цену самой техники. В основном у европейцев настороженное отношение к Беларуси, и они оценивают совокупность рисков при  работы с нашими компаниями как достаточно высокую. Этот факт подтверждает наличие у нас только одного банка с европейским капиталом (RaiffaisenBank)-Приорбанка. В основном к нам идут российские банки, которые, можно сказать, и задают уровень ставок на нашем рынке.

-- Вашей компании с европейским банковским капиталом было проще работать в кризисных условиях?

-- С одной стороны, в прошлом году у нас было финансирование, но с другой - нам нужно было думать об исполнении обязательств. Была сложная ситуация, пока клиенты нам платили в рублях по курсу Нацбанка, и мы не могли купить валюту, чтобы рассчитаться по кредитам. Но мы вышли из этой ситуации, не уходя в сомнительные операции по конвертации, - нашли, куда реинвестировать рублевую выручку. При этом все наши собственные обязательства были оплачены точно в срок.

Конечно, ситуация была сложная и ее повторения очень бы не хотелось. В таком положении не стоит вопрос заключения новых сделок: основная проблема - как рассчитаться по своим обязательствам. Но и за прошлый год, когда все лизинговые компании «стояли», мы сильно выросли, после того как нам разрешили принимать платежи в валюте. А в 2012 г., когда мы весь год работаем «на всех парах», такой же рост, если не больше, будет по отношению к прошлому году.

-- За год с конца 2010 г. количество лизинговых компаний в Беларуси сократилось примерно со 150 до 40. Из них активных игроков -- около 15. А какова ситуация в России? Интересуются ли российские компании нашим рынком лизинга? Легко ли с ними конкурировать?

-- В российском рейтинге лизингодателей в конце первой сотни стоят примерно такие компании, как у нас в конце  первой десятки. Конечно, там рынок более развит. А приход российских лизингодателей в Беларусь идет через банки (Альфа банк, Белгазпромбанк) и дочерние лизинговые компании банков (БПС-лизинг, ВТБ-лизинг), то есть он уже состоялся. Естественно, эти компании могут работать с большими объемами. Но поскольку на рынке лизинга сейчас прослеживается специализация, работы хватает всем. Кто-то может себе позволить, занимается лизингом вагонов, кто поменьше - автолизингом. Кстати, в данной сфере достаточно высокая конкуренция и большое количество участников, поскольку на этот рынок можно выходить с небольшими объемами финансирования.

У нас приоритетное направление - лизинг грузовых автомобилей, где мы предлагаем наиболее конкурентные условия. Хотя несколько лет назад мы активно работали в сегменте строительной техники, сейчас в этой сфере затишье, которое вполне объяснимо и связано с общим уменьшением объемов строительства.

Отмечу, что в этом году наша команда демонстрирует очень высокую производительность: Основная часть поставок по лизинговым договорам - это сделки ВЭД, по которым мы сами импортируем технику, заказываем ее перегон,  проводим таможенную очистку. За 9 месяцев этого года,  мы уже передали в лизинг имущество более чем по двумстам таким договорам.

-- Вы постоянно сотрудничаете с таможенными представителями, перевозчиками, страховыми компаниями, производителями. Удается ли в силу этого предоставлять клиентам какие-то преимущества?

-- Производители нам скидок не предоставляют -- дают их только конечному получателю при оптовых заказах, например, БАМАП.

Но вот благодаря объему сотрудничества со страховыми компаниями, все наши клиенты могут получить у них 20-процентную скидку на КАСКО. Кстати, мы страхуем объекты лизинга в обязательном порядке. Причем страховые взносы входят в состав лизингового платежа, чтобы нам не нужно было контролировать, рассчитался ли клиент со страховщиком.

-- Как дочерняя компания банка Rietumu вы получаете у него какие-то особые условия сотрудничества?

-- Отношения с банком-участником у нас по сути рыночные. Но сама система работы хорошо отлажена, что позволяет оперативно рассматривать, согласовывать и финансировать поток лизинговых сделок. Что касается стоимости ресурсов, то она дает нам возможность предложить клиенту вполне конкурентоспособную ставку по лизингу. Кстати, порядка 10% портфеля профинансировано за счет собственных средств компании.

Самое важное, что дало нам сотрудничество с Rietumu, это взвешенный и внимательный подход к рискам.

-- Удачно ли завершилось размещение вашей компанией облигаций для привлечения ресурсов?

-- Облигации-- это альтернатива кредиту. В 2010г. мы выступили как эмитент, и выпустили облигации под залог недвижимости. В какой-то момент для нас это был удобный инструмент привлечения белорусских рублей. Но потом ставки по рублям выросли, а из-за девальвации рыночная стоимость залога стала в несколько раз больше, чем сумма эмитированных облигаций, - нам стало не интересно, и мы свой первый  выпуск облигаций  погасили.

Нам комфортнее работать с нашим акционером и обслуживающим нас Банком «Москва-Минск». Но некоторые лизинговые компании активно используют этот инструмент привлечения средств и выпускают облигации даже под залог техники. Но в Беларуси нет развитой практики продажи облигаций конечным инвесторам - физлицам, которые хотят получать доходность выше, чем по банковским депозитам. Да и выпускать облигации для распространения среди физлиц - это, на мой взгляд, достаточно трудоемко.

-- «Вест Лизинг» входит в Ассоциацию лизингодателей. Что дает компаниям работа этой организации?

-- Ассоциация - это хорошая площадка для общения с другими компаниями и для взаимодействия с органами власти.

-- Какие изменения могут произойти на рынке лизинга в будущем?

Значимым является намерение Нацбанка регулировать рынок лизинга. Если эту инициативу поддержат другие органы власти, можно ожидать существенное изменение правил игры. Думаю, что к лизинговым компаниям начнут в большей степени применять банковские подходы.

Мы считаем, что в какой-то степени готовы к переменам: мы уже ведем параллельный учет по МСФО . Работая по банковским требованиям группы Rietumu, мы знаем, какие резервы нужно создавать на «исправный» портфель, а какие -- на проблемный и на просроченную дебиторскую задолженность. Поэтому, если Нацбанк станет нашим регулятором, мы надеемся, что сможем говорить с ним на одном языке. Вполне вероятно, что появятся требования и к достаточности собственного капитала -- к ним мы тоже готовы.

Bookmark and Share