Национальный лизинговый ландшафт: конструктивная активность

«Экономическая газета», №46 (1363), 18 июня 2010 г., Оксана КУЗНЕЦОВА

С начала года на белорусском рынке лизинговых услуг наблюдается рост активности. Однако во многих компаниях по-прежнему доля сделок по реструктуризации задолженностей клиентов и возврату имущества остается весомой. Корреспондент «Экономической газеты» обратился к директору ИООО «ВестЛизинг» Юрию МЕЧКОВСКОМУ с просьбой рассказать о планах развития бизнеса и о тенденциях, которые cформировались на белорусском рынке лизинга.


С начала года на белорусском рынке лизинговых услуг наблюдается рост активности. Однако во многих компаниях по-прежнему доля сделок по реструктуризации задолженностей клиентов и возврату имущества остается весомой. Такова расплата за пренебрежение политикой управления рисками и несбалансированность в формировании лизинговых портфелей в докризисный период.
Сенсацией стала майская новость — латвийский банк Rietumu объявил о покупке компании «Парекс Лизинг» в рамках стратегии расширения собственного бизнеса, представленного группой «Вест Лизинг», которая специализируется на лизинге строительной техники, коммерческого автотранспорта, промышленного оборудования. Комментируя сделку, Rietumu заявил о планах объединения бизнеса под брендом «Вест Лизинг».

На протяжении последних лет «Вест Лизинг» и «Парекс Лизинг» входили в число лидеров белорусского рынка лизинговых услуг. Корреспондент ЭГ обратился к директору ИООО «ВестЛизинг» и исполняющему обязанности директора ИООО «Парекс Лизинг» Юрию Мечковскому с просьбой рассказать о планах развития объединенного бизнеса и о тенденциях, которые cформировались на белорусском рынке лизинга.

— Как в результате сделки изменится рыночная доля «Вест Лизинг», как изменился лизинговый портфель по объему и качеству?

— Совладелец и стратегический партнер группы — банк Rietumu рассчитывает на эффект синнергии от интеграции двух компаний. В настоящее время наш портфель по объему примерно вдвое больше, чем портфель приобретенного бизнеса. Ведь последние полтора года, с того момента, как пошатнулось финансовое положение банка-учредителя, «Парекс Лизинг» не заключал новых сделок. Rietumu купил компанию, которая за время своей деятельности наработала приличный портфель договоров, но в последнее время занималась только сопровождением действующих договоров и сбором долгов. Одна из наших задач — предложить клиентам  «Парекс Лизинга» бизнес-возможности нашей группы. Находка в портфеле «Парекса» — это крупные дистрибьюторские компании. Мы надеемся, что развитие их бизнеса позволит нам заключить новые договора лизинга.

Доля проблемных клиентов в портфеле «Парекс лизинг» довольно существенна — возможно, это была одна из причин продажи компании прежним собственником. «Вест Лизинг» урегулировал основные проблемы клиентских неплатежей к осени 2009г., а у «Парекс Лизинга» проблемы с неплатежами клиентов актуальны до сих пор. Заниженные критерии оценки заемщиков были частью агрессивной политики захвата рынка. Однако мы считаем, что с нашим опытом и ресурсами достаточно быстро справимся с этим проблемным «наследством». Сам же Rietumu всегда придерживался достаточно консервативного подхода к оценке финансового состояния и возможностей клиента.

Расскажите подробнее о реализованной  антикризисной стратегии  «Вест Лизинга»?

— В 1-2 квартале 2008 г. Rietumu Banka рекомендовал нам более консервативно подходить к оценке финансов потенциальных лизингополучателей. Мы не соревновались с конкурентами в понижении ставок, не стремились нарастить объемы, вели консервативную политику оценки платежеспособности, ориентируясь на то, что нужны не только объемы, но и доходность. В 2009 г. с клиентами, которым стало тяжело платить, мы вместе находили новых лизингополучателей и передавали им объект лизинга. Были случаи, когда мы брали на себя убытки из-за падения стоимости техники на вторичном рынке. В большинстве случаев проблемные вопросы удавалось решать без обращения в суд, сотрудничая с клиентами в урегулировании проблемных моментов. Для части клиентов провели реструктуризацию долгов, снизив ежемесячный  размер платежей и удлинив сроки лизинга.

Вообще в сегодняшней реальности действовать приходится быстро, иначе ком проблем нарастает. Т.е. у лояльности и терпения имеются границы. Мы не намерены просто списывать долги в убытки, но открыты для компромисса. Вместе с клиентами мы в определенной мере разделяем риски, успех или неуспех конкретных инвестиционных проектов. Когда клиент не платит — это обратная сторона принятого когда-то решения о заключении договора лизинга.

Вообще же мы считаем, что при оценке возможностей заключения новых договоров важно ставить на первое место не ликвидность и стоимость залога, а хорошее понимание бизнеса клиентов и источников погашения кредитных обязательств. При принятии решения о сотрудничестве  мы не ограничиваемся исключительно результатами анализа документов финансовой отчетности (бухгалтерских балансах, отчетах о прибылях и убытках, отчетах о движении денежных средств). Рассчитанные финансовые коэффициенты — это все-таки только сухие цифры, и они получаются порой  не в пользу клиента. Поэтому мы смотрим шире. Наши аналитики ведут мониторинг ситуации в отраслях, оценивают риски по лизинговому проекту в рамках бизнеса клиента в целом. Кроме того, мы анализируем финансовое состояние клиентов с применением стандартов МСФО, методик управленческого учета.

— Клиенты «Парекс Лизинга» могут рассчитывать на лояльность и реструктуризацию неплатежей?

— Наша стратегия в отношении приобретенного бизнеса — это сбор портфеля и погашение обязательств компании. Каждый раз решение принимается индивидуально. Мы в большинстве случаев стремимся прийти к решению, приемлемому  для обеих сторон. Таких решений — множество.

Клиентская база обеих компаний похожа по отраслевой структуре: те же перевозчики, строители. Но если «Парекс» работал на 99% с частными компаниями, то среди наших клиентов значительна доля предприятий с долей госсобственности (ОАО, РУПы). В настоящих условиях эти предприятия очень перспективны, т.к. на них распространяются меры господдержки. Это один из факторов, объясняющих высокое качество нашего портфеля. Например, госкомпании строительного сектора являются генподрядчиками при обслуживании государственных инвестиционных программ, и, как оказалось, в кризис у них финансовое состояние  лучше, чем у частных, средних по размеру предприятий.

— Предприятия каких отраслей Вы считаете наиболее перспективными для нового бизнеса?

— Для нас нет подходящих или неподходящих отраслей: есть компании перспективные, с хорошими финансовыми результатами, а есть — убыточные. Поэтому мы готовы расширить деятельности в сегменте лизинга оборудования. Например, в нашем портфеле есть договоры на поставку машин горизонтально-направленного бурения, конечными потребителями работы которых являются преимущественно муниципальные, строительные и телекоммуникационные компании. Считаем перспективными отношения с предприятиями пищевой промышленности (молочными заводами, мясокомбинатами  др.).

Сейчас по мере того, как кризис «откатывается» и финансовое состояние предприятий становится более устойчивым, мы снижаем требования к клиентам. При этом мы ориентированы на прибыльные предприятия с понятным денежным потоком. Индивидуальный подход к ним проявляется в определении размера аванса и готовности финансировать низколиквидное оборудование.

— Какие тенденции окрепли на отечественном рынке лизинга?

— Основные тенденции — это снижение лизинговых ставок и спрос на лизинг в белорусских рублях. Если в прошлом году мы устанавливали объем авансовых платежей на уровне 30-35%, то в этом году вернулись к 20% и ниже. Уровень спроса на инвестиции еще не восстановился, спрос несильный и избирательный. Текущее финансовое состояние большинства предприятий временно не позволяет им расширять бизнес. Во многом спрос на инвестиции, одним из инструментов которых является лизинг, определяется устойчивостью спроса на белорусские товары и услуги на внешних рынках. Так, рынок международных перевозок зависит от динамики российского импорта потребительских товаров. Когда российский рынок потребительских товаров просел, упали объем перевозок и ставки на перевозки грузов. К тому же сократился инвестиционный импорт в виде поставок оборудования из Европы в РФ. Поэтому пока у перевозчиков нет устойчивой уверенности в необходимости расширения бизнеса — восстановились бы объемы и цены на фрахт. А предприятия этой отрасли являются основой клиентской базы в большинстве белорусских лизинговых компаний. Тем не менее, всем понятно, что с восстановлением экономики будет возрастать и спрос на услуги лизинга во всех отраслях — и в производстве, и в торговле, и в перевозках.