Проверка на живучесть: выплываем вместе

«Экономическая газета», №99 (1517), 23 декабря 2011г., Оксана КУЗНЕЦОВА

Сложившаяся ситуация на рынке лизинга характеризуется высокой стоимостью рублевых ресурсов и низкой доступностью более дешевых — валютных. При этом рост лизингового портфеля компаний во многом объясняется увеличением ставки рефинансирования, лизинговых ставок и стоимости предметов лизинга. О других факторах, оказавших наибольшее влияние на рынок, корреспонденту «Экономической газеты» рассказали директора лизинговых компаний.


Сложившаяся ситуация на рынке лизинга характеризуется высокой стоимостью рублевых ресурсов и низкой доступностью более дешевых — валютных. При этом рост лизингового портфеля компаний во многом объясняется увеличением ставки рефинансирования, лизинговых ставок и стоимости предметов лизинга. В числе других факторов, оказавших наибольшее влияние на рынок, специалисты называют сокращение бюджетного финансирования госпрограмм и снижение экспортной выручки коммерческих предприятий.

Все это вместе привело к перебоям с внесением лизинговых платежей. Однако слухи о массовых отказах от оборудования или техники, взятой в лизинг, не соответствуют действительности, заверили «ЭГ» в компаниях, принявших участие в опросе об итогах уходящего года.

Лизингодатели сделали выводы из уроков кризисного 2009 г. Поэтому они не спешат делать «резкие движения», расторгая договоры и изымая предметы лизинга. Да и сами лизингополучатели стараются решать проблемы посредством переговоров и мерами реструктуризации задолженности, рассказал директор компании «БПС-лизинг» Павел Агеенков. По его словам, сейчас, наоборот, отмечается резкий всплеск обращений лизингополучателей с просьбой о досрочном выкупе предметов лизинга по «рублевым» договорам.

«Не выдерживая высокой процентной нагрузки, лизингополучателям зачастую проще перераспределить денежные потоки и выкупить предмет лизинга вместо, например, вложений средств в развитие компании», — пояснил П.Агеенков. По его словам, лизингодатели переживают не лучшие времена, но, сотрудничая с лизингополучателями и финансирующими банками, они удерживают ситуацию под контролем, не допуская массовых проблемных долгов.

Число перебоев с выплатой лизинговых платежей по ранее заключенным договорам возросло у госпредприятий, импортеров, строительных организаций и субъектов хозяйствования, связанных со строительной сферой. Так очертил «зону риска» заместитель директора по развитию ООО «Активлизинг» Александр Одинец. Чтобы избежать нарастания рисков, лизинговые компании ужесточили требования к финансовому состоянию клиентов и условиям проведения сделок, подчеркнул эксперт. Он согласился с тем, что ставки, которые предлагаются на ресурсы в белорусских рублях, сегодня чрезвычайно высоки, достигают 60%, поэтому многие потенциальные клиенты заняли выжидательную позицию.

«Говорить о «массовом» или вообще о каком-то возврате оборудования в нашем случае не приходится. Досрочные закрытия лизинговых сделок некоторыми клиентами носят единичный характер. Безусловно, напряженность в отношениях с клиентами есть. Скажем, изменяются графики лизинговых платежей в связи с ростом ставки рефинансирования, но это понятная обеим сторонам и решаемая проблема.

Несмотря на очевидный спад, спрос на лизинг сохраняется. При этом по сравнению, например, с весенне-летним периодом рынок стал более предсказуемым», — полагает А.Одинец.

С ним согласен замдиректора ООО «Финпрофит» Эдуард Кузнецов. «После выхода на единый курс ситуация улучшилась, — считает он. — Все наконец-то смогли оценить свои потери либо непредвиденную прибыль, а также размер налогов, которые необходимо заплатить из-за курсовых разниц».

С коллегами солидарен директор лизинговой компани группы «Вест Лизинг» Юрий Мечковский. «Объем нового бизнеса в лизинговом портфеле в этом году практически удвоился (в валютном эквиваленте) в сравнении с прошлым годом, — рассказывает он. — Мы располагаем длинными ресурсами в валюте, по вполне конкурентным ставкам. Очевидно, что наше предложение интересно прежде всего тем, кто имеет валютную выручку и, соответственно, не боится обязательств в валюте. Основные клиенты, сформировавшие портфель нового бизнеса, — международные автоперевозчики, т.е. экспортеры услуг. Кроме того, развились серьезные проекты, связанные с передачей оборудования в экспортноориентированные и импортозамещающие производства. В последнее время ощутим интерес клиентов из других отраслей к рефинансированию рублевых договоров лизинга в валюте. Принимая во внимание рублевые ставки и курс рубля к основным мировым валютам, мы с пониманием относимся к таким обращениям.

Значимых проблем в лизинговом портфеле в целом нет. Чувствуется ухудшение ситуации у некоторых строителей. Однако для крупных организаций это — «мягкая посадка», те, кто работает в рамках госпрограмм, продолжают получать финансирование. Хуже ситуация у строителей, ориентированных на заказы местных бюджетов. Можно ожидать, что следующий год будет успешен для тех строительных компаний, которые получат подряды в рамках строительства АЭС.

В целом, несмотря на летний финансовый кризис, связанные с ним проблемы и волнения, я могу назвать этот год очень успешным для нашей компании — благодаря второму полугодию. В новом году мы ожидаем сохранения текущих тенденций, а также роста спроса на лизинг легковых автомобилей в связи с предстоящим введением НДС на их реализацию — новую машину будет выгоднее приобретать на юридическое лицо — плательщика НДС, чтобы принять уплаченный при покупке НДС к вычету», — сказал Ю.Мечковский.