Техника станет доступнее

По материалам «Мир тяжелых моторов», №3 (351), 15 февраля 2012 года, Михаил КОНЮХ

Материалы совещания в Ассоциации БАМАП по рассмотрению специального предложения по поставке и лизингу тягачей Scania и полуприцепов Kogel в 2012 году.


Работа Ассоциации «БАМАП» в направлении обновления подвижного состава для предприятий международного автотранспорта получила свое развитие 26 января, когда состоялось совещание по рассмотрению специального предложения по поставке и финансированию приобретения техники в 2012 году. На встречу с руководителями автотранспортных компаний пришли представители дилерских центров известных производителей большегрузной автотехники и руководящие работники финансовых институтов.

— В целях выработки предложений по совершенствованию условий кредитования и лизинга транспортных средств мы ведем работу с ведущими банками и лизинговыми компаниями Республики Беларусь, — отметила, открывая совещание,  заместитель генерального директора ассоциации Н.А.Высоцкая. — Ряд перевозчиков уже воспользовался возможностями льготного кредитования в рамках подписанных соглашений. Существует также соглашение между Ассоциацией «БАМАП» и ОАО «МАЗ» о формировании ценовой политики, качества, обеспечения сервиса для отечественных транспортных средств. Сегодня парк предприятий, входящих в ассоциацию, на 70% представлен высокоэкологичной техникой, в то время как пять лет назад эта цифра равнялась 35%. Темпы обновления в 2011 году составили 90% от докризисного 2008 года. По отношению к 2010 году наблюдается трехкратный рост. В декабре прошлого года Ассоциация «БАМАП» заключила соглашение о сотрудничестве с компаниями «Райффайзен-Лизинг» и «Весттрансинвест», а также представителями производителей транспортных средств «Scania» и «Koegel». Эти соглашения предусматривают приобретение членами ассоциации и пользователями книжек МДП седельных тягачей и полуприцепов по специальной стоимости и условиям финансирования.

Начальник отдела ПТО Ассоциации «БАМАП» В.Е.Антонович, курирующий данный проект, рассказал собравшимся о консультациях, совещаниях и переговорах, проведенных для создания пула перевозчиков по приобретению подвижного состава в 2012 году: — Выбирая прицепную технику и тягачи, мы, во-первых, рассматривали удельный «вес» в общем количестве техники, которая эксплуатируется белорусскими международными перевозчиками, отследили результаты продаж по итогам 2011 года, в том числе — на вторичном рынке. Конечно же, были рассмотрены также цены и размеры предлагаемых скидок. Не обошли вниманием такие характеристики, как мощность двигателя, емкость топливного бака, нормы расхода топлива, возможность выбора цвета. Принималось во внимание наличие сети сертифицированных станций технического обслуживания техники на территории Беларуси, стоимость обслуживания и ремонта. Для финансирования приобретения транспортных средств были проведены переговоры с лизинговыми компаниями. Чтобы перевозчик смог принять участие в проекте, нами разработаны все необходимые документы и заявка, которые размещены на сайте Ассоциации «БАМАП».

С более подробной информацией об условиях проекта, комплектации техники и ее стоимости выступили перед перевозчиками представители дилерских центров и лизинговых компаний.

— Компания «Scania» работает на белорусском рынке более 15 лет, — отметил директор дилерского центра «Scania» В.А.Бобченко. — Очевидно, главной причиной того, что выбор пал на нас, стало наше большое желание выиграть этот пул. Мы пришли к пониманию: на белорусском рынке главное значение для покупателя автотехники имеет ценовая сторона вопроса. Сложилось так, что основные клиенты «Scania» — средние и крупные компании, поскольку эта техника несколько дороже, чем у основных конкурентов. Но на этот раз мы решили — и производитель нас поддержал — сделать продукцию концерна доступной и привлекательной для небольших автотранспортных фирм. Пойти на такой шаг позволили серьезные гарантии финансистов и информационная поддержка Ассоциации «БАМАП». Рассказывая о комплектации тягачей Scania, В.А.Бобченко, в частности, подчеркнул наличие больших топливных баков, полюбившихся белорусскому перевозчику. По его словам, цена техники, при условии формирования заказа на 100 и более тягачей, для небольших компаний будет такой же привлекательной, как и для больших организаций при покупке большого количества автомобилей. Для формируемого пула дилерский центр получил специальную скидку от производителя в размере 3000 евро с единицы техники. Что касается финансирования, то директор дилерского центра предположил, что вполне приемлем вариант, когда половину обеспечат белорусские компании, а половину — финансовый институт производителя.

О специальных условиях поставки полуприцепов Kogel и о самой технике рассказал глава представительства «Когель Трейлер Ру» в Республике Беларусь С.М.Пуцыкович: — История сотрудничества нашей компании с белорусскими перевозчиками берет начало с 90-х годов, когда под эгидой Ассоциации «БАМАП» на специальных условиях было закуплено порядка 40 полуприцепов. Хотел бы подчеркнуть, что специальное предложение нынешнего года распространяется не только на тентованные полуприцепы, но и на всю гамму прицепной техники, которую выпускает фирма «Kogel».

Одной из особенностей предлагаемых полуприцепов С.М.Пуцыкович назвал комплектацию шинами. В нынешнем году было решено отказаться от услуг производителей дешевой автомобильной «обуви» сомнительного качества, и все колеса будут поставляться исключительно ведущими мировыми производителями. Еще один «козырь», по мнению главы представительства, — отсутствие для перевозчика «срока ожидания». Это означает, что любой покупатель может получить «свой» полуприцеп максимум в течение недели. Такая схема позволит перевозчику не отвлекать средства на оплату всевозможных гарантий.

Своим видением перспектив развития автосервиса поделился технический директор представительства Александр Черепанов: — Сегодня на территории Республики Беларусь работает 5 сервисных станций, 4 из которых расположены в Минском регионе. Уже в феврале начнет свою работу станция в Гродно. В это же время будет открыт второй склад запчастей, что позволит сократить сроки ремонта прицепной техники. Два главных направления деятельности сервисных станций — поддержание гарантийных обязательств производителя и обеспечение сервиса и постгарантийного ремонта. За таким подходом стоит экономическая составляющая вопроса. Бывает, владелец прицепа обращается на СТО по поводу гарантийного ремонта, — и вдруг оказывается, что техника своевременно и соответствующим образом не зарегистрирована. Последующие выяснения обстоятельств не идут на пользу перевозчику, ведь они только увеличивают сроки ремонта.

Обращаясь к руководителям транспортных компаний, А.Черепанов призвал их после приобретения техники сразу же обращаться на указанные сертифицированные СТО для прохождения необходимой процедуры регистрации, тем более, что сегодня она достаточно проста. Для совершенствования эксплуатации прицепной техники и более бережного отношения к ней на базе представительства проводится практическое обучение водительского состава.

Что касается времени ремонта, то, как заверил представитель сервисного партнера И.Е.Король, кратчайшие сроки обслуживания при высоком его качестве — основная цель сервисных служб. Он также акцентировал внимание перевозчиков на том, что руководство сервисных центров всегда открыто для прямых контактов с клиентами, и при малейших сомнениях в правильности выполненных работ или оформления документов, владелец прицепной техники всегда может обратиться напрямую, а по факту обращения последует обязательная проверка. В заключение своего выступления И.Е.Король заметил: для тех компаний, которые имеют дополнительный бизнес в Беларуси, имеется возможность приобретения запасных частей за белорусские рубли.

Сегодня на рынке международных автомобильных перевозок найдется немного компаний, способных приобрести необходимую технику за счет собственных финансовых ресурсов. Учитывая же, что пул 2012 года формируется в интересах малых и средних перевозчиков, финансирование проекта выходит на первый план.

<…….>

О программе финансирования отрасли международных перевозчиков на 2012 года рассказал директор ООО «Весттрансинвест» А.А.Орлов:

— Хотелось бы подчеркнуть, что мы обладаем «длинными» ресурсами в валюте. Второй момент — сектор международных автомобильных грузоперевозок для нас является приоритетным. Общие условия лизинга автотехники для международных перевозчиков таковы: сумма финансирования — до 80% контрактной стоимости техники с НДС; лизинговая ставка — 11-12% годовых; срок лизинга — до 48 месяцев; Валюта финансирования — евро; возможная валюта платежей — евро и белорусские рубли.

Кроме представленной схемы ООО «Весттрансинвест» располагает программой ускоренного финансирования, когда срок решения составляет всего  2 часа, срок подписания документов — 2 дня, а срок оплаты — один день. При этом от лизингополучателя требуется соответствие критериям финансовой достаточности и всего 4 документа, касающиеся деятельности предприятия. Естественно, условия финансирования здесь несколько отличаются от базовых.

Р.S. На данный момент в рамках созданного пула в соответствии с заявками автотранспортных предприятий получено финансирование и находится в производстве более чем 20 тягачей и 10 полуприцепов известных производителей.